Блог Академии

Великие команды: Apple

Apple – известнейший на планете производитель электроники. 

Говорить об этой крупнейшей бизнес-империи, сотворившей из своей продукции настоящий культ, возможно только в превосходной степени: созданная легендарным Стивом Джобсом 1 апреля 1976 года, Apple сегодня является самой дорогой компанией в мире. 

Ежеминутно она зарабатывает 300 000 долларов, а сумма на ее счетах превышает объемы денежных средств, хранящихся на счетах казначейства всего США.

Бесспорно, история Apple неразрывно связана с личностью её знаменитого основателя. 

Именно Стив Джобс, чьи перфекционизм и настойчивость порой граничили с настоящим безумием, смог сделать из небольшого стартапа культовый бренд, за продукцией которого, несмотря на высокую стоимость, выстраиваются толпы по всему миру. 

Однако чтобы понять феномен Apple, нужно вспомнить о том, что сорок лет назад в Купертино Стив Джобс начинал трудиться отнюдь не один. 

На протяжении всего творческого пути рядом с ним находились талантливые инженеры и программисты, менеджеры и дизайнеры – великая команда, благодаря которой Apple стала той компанией, которую мы знаем сегодня.

Сам Джобс любил подчеркивать, что великое в бизнесе совершается не одним человеком, а командой. Подчинённые, в свою очередь, уважали его за то, что он давал им ощущение, что невозможное возможно. 

Многие годы Стив буквально по крупицам собирал этих людей, вдохновлял и учил делать своё дело. 

И у него это великолепно получилось!

Каждый старший вице-президент владеет своей функцией в совершенстве, и для достижения максимального результата способен решить практически невыполнимые задачи. Джобс не раз с уверенностью заявлял, что каждый из руководителей компании может в одиночку выполнить больше дел, чем 100 простых сотрудников.

Стив любил людей, с которыми работал, и всегда называл их не иначе как Команда. 

Несмотря на сложный характер и высочайшую амбициозность, Джобс признавал заслуги не столько за собой, сколько за собственной командой. На каждой его презентации звучали фразы: «мы много работали» или «мы отлично потрудились». 

Он в любой момент мог положиться на этих людей и увериться в том, что каждый их них будет отлично справляться со своей работой: тот же Тим Кук смог уверенно занять позицию Джобса на посту CEO после ухода Стива из жизни.

Однажды у Джобса спросили, что будет с Apple в будущем, когда он решит уйти на пенсию или просто оставит компанию, на что Стив ответил прямо:

«Я не волнуюсь за судьбу компании в случае, если завтра меня собьет автобус по дороге на работу — я собрал чудесную команду, которая справится со всеми задачи, и сможет управлять Apple не менее продуктивно»

«Когда ты работаешь уборщиком, то причины имеют значение», — так Стив Джобс обычно начинал свою инструкцию-притчу, в которой он объяснял новым вице-президентам корпорации Apple разницу в отношении к делу.

На примере уборщика топ-менеджеры быстро постигали суть вещей. 

Однажды мусор в офисе Джобса не был убран, и он потребовал объяснений со стороны клинера. «Замок на двери был заменён, и я нигде не мог получить ключ», – последовал ответ. Джобс счёл такой ответ приемлемым для уборщика. 

«Если ты уборщик, то тебе позволено оправдываться», – продолжал дальше основатель Apple свою притчу, — «но когда ты занимаешь руководящую должность, то должен воспринимать любые оправдания, как ошибку, за которую отвечаешь ты лично».

Сформулированный Джобсом принцип «никаких оправданий» для топ-менеджмента отлично иллюстрирует то, чем выдающиеся компании мира, отличаются от посредственных. 

Руководители великих команд не оправдываются, не ищут внешних причин для неудач и не обвиняют других людей. Они «смотрят в зеркало», беря ответственность на себя.

Если по этому принципу живет вся топ-команда, то у компании превосходные шансы преуспеть в бизнесе! 

Становится не нужным ни контроль, ни долгие выяснения, где начинается и заканчивается чья-то зона ответственности, ни заслушивание докладов, почему что-то не получилось.

До сих пор каждый сотрудник корпорации, включая высший менеджмент, точно следует философии, которую вложил в неё Джобс.

✔ Построена культура уважения между управленцами и сотрудниками компании. Поскольку все менеджеры – сами бывшие инженеры компании, существует сильная связь и взаимопонимание между ними и рядовыми сотрудниками. 

Когда ты знаешь, что твой руководитель 10 лет проработал таким же инженером, это заставляет тебя работать еще усерднее. Атмосфера доверия и уважения в каждой маленькой проектной группе создает большой пазл успеха Apple.

✔ Сотрудники вольны использовать и улучшать продукты компании. Все сотрудники вправе использовать новые продукты компании и вносить предложения по их улучшению, обратившись непосредственно в проектную группу. Никакой бюрократии, никаких согласований с менеджментом.

✔ Компания не делает ставку на отличия от конкурентов. Apple не верит, что можно победить конкурентов, предлагая улучшение какой-то части их продукта. 

Компания вообще не фокусируется на том, что делают конкуренты, а создает принципиально новый продукт, который поднимает тот или иной сегмент на более высокий уровень и меняет статус-кво в индустрии. Бросать вызов трендам, а не следовать им – вот принцип компании.

✔ Компания нанимает на работу людей, влюбленных в Apple. Люди, работающие в Apple, очень хотят работать именно в Apple. 

Они фанаты компании. 

Энтузиазм – ключевой принцип найма, потому что менеджмент ищет людей, которые полностью разделяют философию и миссию компании и готовы вкладывать в работу всю душу. Каждый, кого нанимает компания, должен любить продукт компании и хотеть его делать.

✔ Компания делает сильный акцент на соблюдении баланса между работой и личной жизнью. 

Сотрудники компании много работают, но свободное время могут проводить по своему усмотрению. Полная медицинская страховка, щедро организуемые в компании праздники и доброжелательная атмосфера делают работу в Apple приятной для людей. 

Девиз сотрудников Apple: 

«Мы любим работать здесь, мы много работаем, но когда работа сделана, мы можем наслаждаться жизнью».

Джобс был тем человеком, который иначе смотрел на мир, смог собрать вокруг себя подобных ему и объединить их большой целью. Он создал великую команду единомышленников, девиз которой звучал как «Think Different!»:

«Хвала безумцам! Бунтарям, смутьянам, неудачникам: тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Смеются над устоями. Можно цитировать их, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но только игнорировать их невозможно. Ведь они несут перемены. Толкают человечество вперед. И пусть кто-то говорит: БЕЗУМЦЫ, мы говорим: ГЕНИИ!!! Ведь только безумец верит, что может изменить мир, – и потому меняет его»

Ценности компании Apple


  • Мы предлагаем изделия высшего качества.
  • Мы не идем на компромисс с этикой ради прибыли.
  • Наши изделия освобождают людей от тяжелой и нудной работы, делают мир более удобным для жизни.
  • Компания – корпоративный гражданин сообщества.
  • Мы искренне заинтересованы в разрешении затруднений у потребителя.
  • Мы ставим «агрессивные» цели и заставляем себя добиваться их.
  • Работа в командах важна для успеха компании.
  • Мы рассчитываем на увлеченность и достижения каждого.
  • Мы поддерживаем друг друга и вместе разделяем победы и вознаграждения.
  • Мы стремимся к созданию атмосферы, в которой каждый может почувствовать ощущение приключения и радости от работы.
  • Вознаграждения должны быть моральными и денежными одновременно.
  • Руководство отвечает за создание среды, в которой расцветают корпоративные ценности.
Статьи